символ проекта Patсhwork (лоскутная техника)
из истории лоскутной техники
техники лоскутного шитья
обучение лоскутной технике
изделия из лоскута
лоскутные клубы, фестивали
ПРИРОДА ЦВЕТА.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ.

Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и их оттенках, следует иметь некоторое представление о свойствах цвета и ознакомиться с законами гармоничных цветосочетаний.

Видя определенный предмет в каком-либо цвете, надо помнить, что цвет предмета зависит от его способности пропускать, поглощать или отражать падающие на него лучи белого света. Таким образом, если мы видим предмет белого цвета, это означает, что все падающие на предмет лучи полностью им отражаются. Черный цвет говорит о его полном поглощении падающих световых лучей. В случае, если поверхность предмета частично пропускает, а частично отражает падающие на нее лучи света, мы видим предмет в цвете, образованном отраженными лучами.

Белый цвет имеет особенность при прохождении через призму разлагаться на составляющие и образовывать спектр.

Рассматривая натуральный спектр (луч света, пропущенный через призму, радугу и. д. ), трудно точно определить границу между отдельными цветами, так как каждый цвет плавно переходит в другой через ряд оттенков и полутонов. Поэтому принято выделять из спектра семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Из перечисленных цветов выделяют три основных (главных) цвета: красный, желтый, синий. Эти цвета существуют в природе сами по себе, ни из чего не образовываясь. Все остальные цвета образуются от смешения основных цветов.

Попарное слияние основных цветов создает группу промежуточных, или производных, цветов, которые также присутствуют в цветовом спектре. Так, соединение красного цвета с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим – зеленый цвет, а синего с красным – фиолетовый. Количественные соотношения основных цветов создают при слиянии различные оттенки промежуточных цветов. Для получения коричневого цвета необходимо соединить все промежуточные цвета или все основные.

слияние цветов

Все существующие цвета принято различать на ахроматические (бесцветные) и хроматические (окрашенные). К ахроматическим относятся такие цвета, как черный, белый и серый. Они различаются только по такому признаку, как степень их светлоты.

Все остальные цвета, а именно цвета светового спектра, относятся к хроматическим и характеризуются тремя признаками: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон применяется для определения цветности и является основной характеристикой цвета. Называя цвет синим, желтым, красным и. д. , мы четко различаем глазом разницу в цвете или оттенках (красно-фиолетовый, зелено-голубой... )

Необходимо обратить внимание на то, что понятие «тон» одразумевает степень интенсивности в пределах какой-либо одной краски. Этот термин не следует путать с понятием «цвет», когда речь идет о многоцветии окраски.

Светлота (яркость) – это большая или меньшая приближенность какого-либо цвета к белому. Используя этот признак, можно определить цвет как темный или светлый. Так, красный цвет темнее оранжевого, но светлее вишневого.

Насыщенность – это степень густоты цвета в пределах одного основного цвета. Насыщенность достигается посредством приближения окраски к предельно возможной для данного цвета. Таким образом, синий цвет будет считаться насыщенным, если его нельзя сделать более синим. Изменение густоты цвета имеет несколько ступеней перехода и в быту означается такими терминами, как очень светлый, светлый, чуть светлый, средний, чуть темный, темный, очень темный, а также яркий, неяркий, мягкий, резкий и. д.

Если цвет одновременно насыщен и светел, то он называется чистым. Противоположностью чистого являются тусклые и блеклые цвета. Кроме того существуют такие характеристики, как тяжелые и легкие цвета. Тяжелыми принято считать темные, а легкими – светлые цвета.

Если цветовой спектр условно замкнуть в круг, добавив пурпурный цвет для перехода от фиолетового к красному, то получится цветовой круг, состоящий из восьми секторов.

восемь цветов

Все хроматические цвета делятся на две группы: теплые и холодные. Деление это условно. Название «теплые цвета» связано с ассоциативным представлением о цвете солнца, нагретых тел, огня, а название «холодные цвета» - с чувством холода, цветом металла, воды, льда.

Деление цветового круга диаметрально на две части дает возможность получить группу теплых цветов (пурпурный, красный, оранжевый, желтый) и группу холодных (зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

В красно-оранжевой зоне первой группы цветов расположен «полюс тепла». Цвета этой гаммы принято считать самыми яркими. «Полюс холода» второй группы цветов находится в сине-голубой зоне.

На границе перехода от одного сектора цветового круга к другому существует множество оттенков.

Один и тот же цвет может иметь оттенки, относящиеся к теплой группе цветов, наряду с оттенками, расположенными в группе холодных цветов. Рассматривая зеленый цвет, можно заметить, что преобладание в нем желтого цвета (желто-зеленый), делает его теплым, а преобладание синего (сине-зеленым) – холодным.

Теплые цвета отражают больше света, они более яркие и активные, чем холодные. Благодаря этому все цвета теплой группы как бы зрительно выступают (приближаются), а цвета холодной группы – отступают (удаляются). При этом действует закон цветового контраста, согласно которому цвет вызывает ощущение пространственности. Это ощущение основано на том, что все предметы, окрашенные в холодные цвета, кажутся при одинаковом расстоянии от глаз дальше предметов, окрашенных в теплые цвета.

Цветовой круг – пример гармоничного расположения цветов. Природа сама подсказала цветовую последовательность. Если произвольно располагать цвета рядом друг с другом, то не всегда можно достичь хорошего сочетания. Для быстрого определения гармоничных сочетаний удобно пользоваться двенадцатисекторным цветовым кругом, в котором помимо восьми цветов есть еще оттенки красного, зеленого, синего цветов.

двенадцать цветов

Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем, красного. Оттенков – множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой (раскат» цвета).

Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый и. д. Они, оказавшись по соседству, становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Надо сказать, что контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться очень осторожно: в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга. Особенно это свойственно красному, желтому и оранжевому.

Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – желтый – синий; зеленый – фиолетовый – оранжевый и. д. Именно подобные сочетания часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперенье птиц.

Цвета соседних цветов вносят дисгармонию, и не стоит соединять их вместе.






вверхсоты
Сайт создан в системе uCoz